У России появится свой «Властелин колец» Покупая права на экранизацию отечественной фэнтези, российские кинокомпании собираются создать современное семейное кино и выйти с ним на европейский рынок Как сообщили RBC daily, к 2005 году ряд кинокомпаний начнет выводить на телерынок проекты экранизаций отечественных романов в стиле фэнтези. Сейчас в работе находятся наиболее известные произведения, созданные за последние десять лет: «Волкодав» Марии Семеновой, «Ночной дозор» Сергея Лукьяненко и его совместный роман с писателем Ником Перумовым «Не время для драконов». По мнению кураторов этих проектов, сейчас настал момент, когда съемки таких сериалов и фильмов стали экономически оправданными. Их появление позволит привлечь не охваченную до сих пор семейную аудиторию, а кроме того, выйти на европейский рынок. Как считают специалисты, при грамотном вложении средств в технологическую поддержку таких проектов эти картины окажутся конкурентоспособными и за границей. Первую экранизацию романа-фэнтези зрители смогут увидеть весной 2004 года: на это время на Первом канале запланирована премьера четырехсерийной телеверсии фильма «Ночной дозор» по одноименному роману Сергея Лукьяненко. По словам режиссера Тимура Бекмамбетова, в постановке используются самые современные компьютерные спецэффекты, а по бюджету «Ночной дозор» обещает стать одним из самых дорогих сериалов, обогнав «Идиота»: стоимость каждой его серии составила 200 тыс. долларов. В постановке участвуют Константин Хабенский, Галина Тюнина, Владимир Меньшов, а также Илья Лагутенко из «Мумий-Тролля» и Жанна Фриске из «Блестящих». Примечательно, что до сих пор отечественные сериалы снимались либо о современной жизни, как «Бригада» и «Каменская», либо как сцены «из старой жизни», как «Петербургские тайны». Все они пользовались умеренным успехом, однако не могли похвастаться тем, что собирали возле телевизоров зрителей всех возрастов. Вероятно, в ближайшее время эта тенденция изменится. «Думаю, на интерес к отечественной литературе фэнтези во многом повлиял успех «Властелина колец», - сказала RBC daily представитель компании «Новый Русский Сериал» (компания приобрела права на экранизацию романов Ника Перумова, а также романа «Не время для драконов», написанного в соавторстве с Сергеем Лукьяненко, - RBC daily) Ирина Пороховщикова. - Но нам понятнее и ближе собственные аналоги. Кроме того, жанр фэнтези сам по себе никому не интересен, должен быть социальный фон, понятный зрителям». Как рассказала г-жа Пороховщикова, съемки фэнтези куда сложнее обычных, поскольку требуют использования особых технологий, специальной подготовки режиссеров, операторов и аниматоров. «Бюджет сериала по роману «Не время для дракона» будет гораздо выше, чем обычных», - утверждает она. По данным RBC daily, стоимость одной такой серии может обойтись в полтора-два раза выше, чем в обычном сериале. Впрочем, по мнению собеседников RBC daily, эти затраты вполне оправданны, поскольку помогут привлечь самую широкую зрительскую аудиторию – от детей до пожилых. «На наш взгляд, жанр фэнтези довольно кинематографичен, - сказал RBC daily заместитель генерального директора компании «Централ Партнершип» Арам Мовсесян. – Именно сейчас настало время для реализации такого проекта, эти затраты экономически оправданны. Мы допускаем, что зрители больше привыкли к западным образцам, но все же решили рискнуть. Этот проект должен «выстрелить»». Компания «Централ Партнершип», разрабатывающая проект полнометражного фильма по роману Марии Семеновой «Волкодав» и параллельно запускающая сериал «Молодой Волкодав», остановила свой выбор именно на славянской фэнтези. «В «Волкодаве» нас привлекло еще и то, что это не классическая фэнтези, - сказал RBC daily г-н Мовсесян. - Славянские корни и сильный, действующий герой показались нам удачным сочетанием». По официальной информации, бюджет «Волкодава» составит не менее 5 млн долларов, а режиссером и сценаристом фильма стал Николай Лебедев, известный по фильму «Звезда». Впрочем, даже при довольно внушительных вложениях в проект, по мнению Арама Мовсесяна, сравнивать отечественную и зарубежную продукцию не стоит, поскольку у российских кинокомпаний просто нет достаточных средств, чтобы использовать те же технологические разработки. «Зато мы берем качеством и актерскими работами», - отметил г-н Мовсесян. Очевидно, что первые попытки работать с фэнтези лишь предваряют бум подобных сериалов. Такая ситуация складывалась и с многосерийными постановками отечественных детективов, той же «Каменской» и «Марша Турецкого». Потребовалось совсем немного времени, чтобы и производственные компании, и телевизионные каналы поняли, что зрителю нравится смотреть отечественную продукцию, и в результате стали появляться сериалы по произведениям Дарьи Донцовой, а вскоре появятся многосерийные фильмы по романам Пикуля, а также Ильфа и Петрова. Компании, которые уже запустили свои первые фэнтези-проекты, сейчас занимаются закупкой прав на последующие экранизации. Так, Арам Мовсесян из «Централ Партнершип» рассказал RBC daily, что компания приобрела права на экранизацию остальных романов о Волкодаве. А «Новый Русский Сериал» стал владельцем прав на экранизацию еще восьми романов Ника Перумова, в числе которых «Алмазный меч, Деревянный меч», «Рождение мага», «Странствия мага», а также романов Сергея Лукьяненко «Рыцари сорока островов», «Звезды – холодные игрушки», «Звездная тень». Кроме того, как стало известно RBC daily, сейчас ведутся переговоры о покупке прав на экранизацию серии романов Дмитрия Емца «Таня Гроттер». По мнению самих писателей, столь активный интерес к их романам говорит о том, что кинокомпании наконец обратили внимание не столько на возможную прибыль, сколько на качество материала. «Это говорит о том, что наконец-то разжимаются тиски экономической необходимости и можно делать не «сериал для всех», а кино для адресной аудитории, - сказал RBC daily Ник Перумов. – Продюсера заинтересовал остросюжетный характер моего романа вкупе с показавшимися ему интересными персонажами». Дмитрий Емец не раскрывает подробностей контракта, объясняя это тем, что переговоры пока не закончены. «Возможно, будет правильнее пока «придержать» книги, поскольку «Таня Гроттер» сейчас довольно активно пытается продвинуться в Европу и возможны более выгодные предложения, - сказал RBC daily писатель. - К тому же непременное условие к сериалу по моим книгам - качество. Если этот сериал будет дешевым или наспех снятым, это плохо скажется на судьбе книги». Интересно, что представители кинокомпаний, которые занимаются экранизацией российской литературы в стиле фэнтези, уверены, что этот продукт будет популярен не только в России, но и за рубежом. Хотя бы по той причине, что окупить его только во внутреннем прокате будет сложно. «Я уверена, что отечественная фэнтези будет востребована не только в России, но и в Европе, - сказала RBC daily Ирина Пороховщикова. – Это единственный жанр, который может быть конкурентоспособен, это будет европейское кино». Анна Попова, 15.10.2003, РосБизнесКонсалтинг
|